
Интересные факты о человеческой психике
1.Когда древние врачи открыли значение нервов в организме человека, они назвали их по сходству со струнами музыкальных инструментов тем же словом — nervus. Отсюда возникло выражение для раздражающих действий — «играть на нервах».
2.Компьютерная эпоха уже принесла человечеству массу фобий. Таких, например, как «троллефобия», «тредофобия» (боязнь комментирования), «сэлфифобия», «имиджефобия» (страх того, что отправленный смайлик или картинка будут неверно истолкованы), «соционетофобия» (боязнь социальных сетей), «номофобия» (боязнь остаться без смартфона).
3. Ум человека способен «переписывать» монотонную, скучную речь собеседника, чтобы информация казалась интересной и лучше воспринималась.
4. Чем умнее человек и чем быстрее он думает, тем хуже у него почерк.
Источник: 40 интересных фактов о человеческой психике
© Русская Семерка russian7.ru
Внимание как важнейший психологический механизм познания
Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время вдруг обнаружил, что в руках держит яйцо, а варит ... часы. Но когда ученого спросили, как ему удалось открыть закон тяготения, он ответил: «Благодаря тому, что я неотступно думал об этом вопросе».
Всем известно, что Сократ был великим философом, а отнюдь не воином. И все-таки история сохранила для потомков случай, когда ученый решил принять участие в войне и присоединился к походной колонне войск. Но во время похода углубился в размышления по какому-то философскому вопросу и остановился посреди дороги, глубоко задумавшись. Когда он пришел к определенному выводу, выяснилось, что войско ушло далеко вперед, ибо незадачливый воин простоял на одном месте несколько часов.
Замечательный английский физик Михаил Фарадей в течение долгого времени думал о том, как силу магнита использовать для получения электрической энергии. Всецело занятый этой мыслью, ученый на протяжении девяти лет носил в кармане модель электромагнита и в каждую свободную минуту вынимал ее и придавал ей различные положения, как бы изменяя в проводе окружающее магнитное поле. В конце концов, ему удалось раскрыть связь между электричеством и магнитизмом.
Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел. Трудно проверить, что это так и было. Но вот в 1887 году французский психолог Полан демонстрировал свою способность читать слушателям одно стихотворение и в тоже время писать другое. Он мог, декламируя стихи, письменно выполнять сложные умножения. Это уже достоверный факт.
Однажды Н.Е. Жуковский, известный авиаконструктор, приходит к себе домой, звонит и слышит из-за двери: «Вам кого?» В ответ он говорит: «Скажите, дома ли хозяин?» - «Нет». - «А хозяйка?» - «Нет и хозяйки. А что передать?» - «Скажите, что приходил Жуковский».
Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» описал состояние Пьера Безухова, который следовал за генералом и напряженно размышлял: «Он не слыхал звуков пуль, визжавших со всех сторон, и снарядов, пролетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видел убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него».
20 удивительных фактов о человеческой памяти
Память – одна из важнейших функций психики. Она позволяет накапливать опыт, ориентироваться в прошлом и настоящем. По расчетам нейрофизиологов, человеческий мозг способен запомнить от 5 до 20 петабайт информации. Это сопоставимо по объему со всей глобальной сетью. Однако нередко мы способны забыть, куда только что положили телефон и выключили ли утюг, уходя из дома. Университет «Синергия» подготовил список удивительных научных исследований в области памяти, которые помогут разобраться в некоторых секретах работы нашего мозга.
1. Резерв памяти можно увеличить. Человеческая память продолжает развиваться до 25 лет. В среднем пик ее возможностей приходится на 19–20 лет, а первые признаки затухания проявляются после 50-ти. Однако с помощью регулярных тренировок этот процесс можно замедлить. Для улучшения характеристик памяти существуют самые разные приемы, методы и технологии, совокупность которых называют мнемоникой.
2. Фотографии стирают память. Ученые Калифорнийского университета доказали, что сфотографированные объекты быстрее стираются из памяти. Дело в том, что, когда мы фотографируем, наш мозг концентрируется на самом процессе фотографии, а не на том объекте, который мы фотографируем.
3. Депрессия стирает воспоминания. У человека, который долгое время пребывает в подавленном состоянии, замедляется формирование новых нервных клеток. Это деформирует память, и часть воспоминаний из нашего прошлого стирается.
4. Первые воспоминания появляются еще до рождения. Эмбрион начинает запоминать некоторые события уже в утробе матери. Подобное явление наблюдается уже на 19-й неделе беременности.
5. Память необходимо включать. Память и внимание тесно взаимосвязаны. Чтобы начать усваивать новую информацию, необходимо сконцентрироваться и настроить себя на процесс запоминания. Пассивно воспринятая информация не откладывается в голове и быстро забывается.
6. Плохие воспоминания стираются быстрее. Забывание — одна из основных функций памяти. Оно помогает стереть неактуальную информацию и уберечь нервную систему от перенапряжения. При этом мозг быстрее вытесняет негативные впечатления, оставляя в памяти наиболее приятные и желанные моменты.
7. В мозге зоны, отвечающие за обоняние и запоминание, находятся рядом. В то же время благодаря такой близкой связи запах способен вызывать у нас яркие воспоминания, которые в свою очередь возвращаются, как только мы снова чувствуем определенный запах.
8. Память зависит от хронотипа человека. Жаворонки лучше воспринимают информацию в утреннее время суток, а совы – в вечернее.
9. Витамины группы B, C, E и жирные кислоты, содержащиеся в различных продуктах, способствуют улучшению памяти. В мозге имеются клетки – нейроны, которые отвечают за процесс запоминания. Пища, богатая полезными минералами, способствует хорошей работе мозга и запоминанию.
10. Некоторые ошибочно полагают, что кофеин способствует улучшению памяти. Прежде всего, благодаря данному веществу происходит концентрация внимания на некоторое время. Память же напрямую зависит от полноценного отдыха и сна человека.
11. Беспорядок плохо отражается на памяти. Дисциплина – залог успеха во всем, и запоминание не исключение. Чтобы извлекать воспоминания в нужный момент, память нуждается в их организованном хранении.
12. Воспоминания «живут» везде. В процессе памяти задействованы разные участки мозга. Недавние исследования отмечают, что, например, воспоминания не хранятся в каком-то одном или нескольких из них, а рассеяны по системе нейронных связей.
13. У левшей память лучше. Всего 10 процентов населения Земли являются левшами, и учеными доказано, что эта небольшая часть людей намного лучше запоминает информацию, чем правши.
14. Хитрость для запоминания: закройте глаза. Закрывая глаза, мы избавляемся от всех отвлекающих моментов, позволяя мозгу сконцентрироваться на недавних воспоминаниях.
15. Память лучше работает на свежем воздухе. Даже один час, проведенный на открытом воздухе, улучшает память и устойчивость внимания на 20 процентов.
16. Некоторые виды лжи лучше запоминаются. Все лгут, но не всякую ложь мы хорошо помним. Как оказалось, ложные описания – сложные выдумки нашего воображения запоминаются легче, чем ложные отрицания, когда вы отрицаете то, что на самом деле происходило.
17. Короткий дневной сон помогает удерживать новую информацию. Если вы долго готовитесь к экзамену, и хотите запомнить большой объем информации, специалисты советуют короткий послеобеденный сон.
18. Физические упражнения улучшают способность запоминать новую информацию. Когда мы тренируемся, то улучшается не только наша физическая форма, но и умственные способности. Физическая активность положительно влияет на работу гиппокампа – часть мозга, являющуюся центром памяти.
19. Мы плохо запоминаем звуки. Примерно 65 процентов населения являются визуалами, то есть должны воспринимать информацию глазами, чтобы ее выучить. В то же время мы запоминаем всего одну пятую того, что слышим. Добавив зрительные данные, можно в разы улучшить усвоение информации.
20. Вы лучше вспомните то, что произнесете вслух. Если вам нужно запомнить какой-то доклад или факты, постарайтесь прочесть важную информацию вслух. Ученые выяснили, что такое действие помогает хранить слова в долговременной памяти.
https://synergyregions.ru/news/20-faktov-o-chelovecheskoj-pamyati/
Сила воображения: на что она способна и почему важно ее развивать
Считается, что богатое воображение нужно только творческим натурам. Однако психологи утверждают, что оно необходимо всем — для решения повседневных, совсем не креативных задач. Рассказываем, почему…
Согласно классическому учебнику Роберта Немова по общей психологии, воображение — это психологическая особенность человека, которая позволяет ему действовать не только в реальном, но и в придуманном им самим мире, придумывать нечто новое и воплощать его в реальность.
В быту термин «воображение» часто используют как синоним чего-то нереального, несуществующего. Выражение «Ну ты воображаешь» в разговорной речи — мягкая форма фразы «Ты врешь», то есть, сознательно искажаешь действительность. Психологи с этим не согласны: по «Словарю Выготского» воображение и действительность связывают четыре процесса.
Создание совершенно новых образов. Они могут остаться в воображении, например, сказочный дракон с десятью головами. А могут стать реальными — человек создает 3D-фигуру этого дракона и снимает мультфильм.
Создание сложных образов на основе чужого или социального опыта. Вообразить огнедышащего дракона можно по кадрам из фильма или по описаниям из книг.
Составление образов из элементов действительности. Фантазийные образы можно создать из того, что знакомо человеку по личному опыту: если он представляет себе розового дракона с львиной гривой, то только потому, что запомнил некоторые элементы этого образа из реальности, а некоторые — из чужого или социального опыта.
Создание образов из эмоций. Этот процесс работает двусторонне: образы тоже могут вызывать эмоции. Например, мальчик, который увлекается фэнтези, представляет полет на драконе и испытывает восторг. Даже если эти воображаемые ожидания не сбудутся, эмоции от них будут реальными.
Воображение нужно не только детям и художникам. Оно необходимо для мышления, памяти, эффективной работы и многого другого.
Согласно исследованию медицинского журнала Американской академии неврологии, у людей среднего и пожилого возраста, которые занимаются творческой деятельностью, на 73% меньше риск проблем с памятью и мышлением, легких когнитивных нарушений, которые приводят к деменции.
Воображение необходимо для важных психических процессов:
Мышление — это процесс решения проблемы от определения условий до получения результата. Именно воображение позволяет мышлению представлять возможные исходы ситуаций, делать выводы и принимать решения.
Память — это способность к сохранению и воспроизведению прошлого опыта, любой информации о внешнем мире и внутреннем состоянии организма. Чтобы создавать образы, воображение опирается на память и использует воспоминания или их элементы. Но есть и обратный процесс: воображение заполняет пробелы в памяти, а негативные воспоминания и вовсе «исправляет» — так появляются ложные воспоминания. При этом память не требует высокой нейронной активности, потому что мозг обрабатывает уже знакомую информацию. А для воображения новые нейронные связи необходимы.
У детей воображение работает активнее: для взрослых мир знаком, а ребенок только начинает в нем осваиваться. Воображение необходимо ему для наблюдения, создания и осмысления новых образов.
Кандидат психологических наук Александр Веракса отмечает, что отсутствие воображения у ребенка — признак патологических процессов, часто — синдрома раннего детского аутизма: без воображения невозможна игра, с помощью которой ребенок примеряет на себя «взрослые» обязанности — готовку, вождение автомобиля, воспитание малышей.
Людей без воображения не бывает: хочет человек того или нет, но его мозг создает образы. Однако некоторые не могут мысленно воспроизводить звуки и визуализировать. Такую особенность ученые называют афантазией. Согласно исследованию специалиста по когнитивной и поведенческой неврологии Адама Земана, люди с афантазией видят сны, но не могут создавать визуальные образы наяву, а еще часто страдают нарушениями памяти.
Есть люди с противоположным феноменом — гиперфантазией: им достаточно услышать слово «дракон», чтобы представить форму его хвоста, текстуру чешуи и цвет пламени из пасти. У большинства людей воображение развито средне, но существуют способы его улучшить.
Как развить воображение: шесть способов
Ищите новые хобби
Согласно исследованию Калифорнийского университета в Сан-Франциско, занятия творческими хобби в нерабочее время увеличивают работоспособность сотрудников. Самый надежный способ пробудить воображение — попробовать себя в деле, в котором у вас нет никакого опыта. Изучение нового требует, чтобы мозг думал (а нейроны соединялись) иначе. Это открывает новые перспективы и создает почву для творчества.
Мечтайте
Согласно отчету креативного агентства We Are Social, среднестатистический пользователь интернета в возрасте от 16 до 64 лет каждый день проводит в Сети 6 часов 43 минуты — это 100 дней в год, более четверти своей жизни. Постоянное поглощение информации не оставляет времени, чтобы помечтать. По данным исследования научного издания Behavioral Scientist, люди, которые погружаются в грезы в течение дня, чаще принимают творческие решения и испытывают приливы вдохновения. Постарайтесь помечтать, а не скроллить ленту соцсетей, пока ждете очереди в магазине, едете в автобусе или перекусываете на скамейке в парке.
Гуляйте
Ходьба погружает в креативное, вдохновленное состояние. Исследование Стэнфордского университета 2014 года показало, что при ходьбе креативность в среднем на 60% выше. Постарайтесь отправиться на прогулку без телефона и не по проторенному маршруту.
Окружайте себя креативными людьми
Согласно исследованию научного журнала Child Development, дети из творческих семей растут более креативными. Этот лайфхак работает и со взрослыми: творческое окружение вдохновляет думать нестандартно.
Играйте
Согласно исследованию психологического журнала Journal of Play, игры в детском возрасте влияют на развитие креативности в будущем. Позвольте себе отказаться от рациональных аспектов взрослой жизни и принять другую реальность: пусть коробка станет ракетой, а телефон — космическим бластером. Пригласите друзей или семью присоединиться к вам, а еще лучше попросите детей принять вас в их игру и учитесь у мастеров.
Если поначалу задание покажется сложным, стоит попробовать дать волю воображению в медитации, установить контакт с внутренним ребенком, начать вести дневник и вспомнить свои детские фантазии.
Окружайте себя синим цветом
Исследование Университета Британской Колумбии в Ванкувере показало, что синий цвет повышает производительность при выполнении творческих задач, потому что ассоциируется с открытостью и умиротворением. Добавьте синие предметы в интерьер или просто создайте обстановку, которая вдохновляет.
20 фактов о психологическом восприятии мира
Вы когда-нибудь задумывались о том, как мы видим предметы? Обработка визуальных данных — это способность к осмыслению образов, позволяющая людям обрабатывать и интерпретировать смысл информации, которую мы получаем благодаря нашему зрению. Визуальное восприятие играет важную роль в повседневной жизни, помогая в обучении и общении с другими людьми. На первый взгляд кажется, будто восприятие происходит легко. На самом деле, за предполагаемой легкостью скрывается сложный процесс.
1. Вы страдаете от «слепоты невнимания»
Если вы ничего не слышали об эксперименте «невидимая горилла», посмотрите соответствующее видео. Вам нужно посчитать количество пасов, которые сделали люди в белых футболках.
Это пример того, что называют «слепотой невнимания». Идея состоит в том, что мы часто слепы к тому, что происходит у нас буквально «под носом», если мы ориентированы на какую-то другую задачу.
В данном случае, человек в костюме гориллы проходит через группу игроков, останавливается и уходит. Участники, занятые подсчётом пасов, зачастую просто не замечают гориллу. Более того, те, кто знают о появлении гориллы, становятся ещё более невнимательными и пропускают другие изменения (как например, изменение цвета занавесок, уход одной девушки).
2. Вы можете запомнить только 3-4 элемента одновременно
Существует правило «магического числа 7 плюс минус 2», согласно которому человек не может хранить больше 5-9 блоков информации одновременно. Большая часть информации в кратковременной памяти хранится 20-30 секунд, после чего мы её быстро забываем, только если не повторяем снова и снова. Хотя большинство людей может удержать в памяти около 7 цифр на короткий период, практически всем нам сложно удержать в уме 10 цифр.
Последние исследования показывают, что мы способны хранить ещё меньше: около 3-4 блоков информации одновременно. И хотя мы стараемся группировать данные, которые получаем, наша кратковременная память всё же остаётся достаточно ограниченной. Так, например, телефонный номер разбит на несколько наборов чисел, для того чтобы мы могли его легче запомнить.
3. Мы плохо воспринимаем сочетание красного и синего цвета
Хотя эти цвета используются во многих национальных флагах, красный и синий цвет тяжело воспринимаются нашим зрением, когда они находятся рядом друг с другом. Это происходит из-за эффекта, называемого «хромостереопсис», который приводит к тому, что некоторые цвета «выступают», а другие удаляются. Это вызывает раздражение и усталость глаз. Сильнее всего этот эффект проявляется при сочетании красного и синего, а также красного и зелёного цветов.
4. Вы видите вещи иначе, чем их воспринимаете
Согласно исследованию Кембриджского университета, «нежавно в каокм подякре рпасолоежны бкувы в слвое. Смаое ваонже, это чотбы пеарвя и понесдяля бкува блыи на свиох метсах».
Даже если остальные буквы будут перемешаны, вы сможете прочесть предложение. Это происходит потому, что человеческий мозг не читает каждую букву, а слово в целом. Он постоянно обрабатывает информацию, которую получает от органов чувств и то, как вы воспринимаете информацию (слова), как правило, отличается от того, что вы видите (спутанные буквы).
5. Вы способны удерживать пристальное внимание около 10 минут
Даже если вы находитесь на собрании, вас интересует тема, и человек интересно излагает предмет, то максимум внимания, которое вы способны поддерживать, это 7-10 минут. После этого ваше внимание начнёт слабеть и вам нужно сделать перерыв, чтобы дальше удерживать свой интерес.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
6. Способность откладывать удовольствие появляется с детства
Ваша способность откладывать немедленное удовлетворение своих желаний возникает ещё в раннем детстве. Люди, которые с ранних лет могли откладывать удовольствие, лучше учились в школе, и лучше справлялись со стрессом и разочарованием.
7. Мы предаёмся мечтам 30 процентов времени
Любите витать в облаках? Согласно психологам, мы все любим предаваться мечтам, по меньшей мере, 30 процентов времени. Некоторые из нас ещё больше, но это не всегда плохо. Исследователи утверждают, что люди, которые любят помечтать, как правило, более изобретательны и лучше решают различные проблемы.
8. Привычка формируется в течение 66 дней
Учёные, изучающие, как долго те или иные действия превращаются в привычку, выяснили, что нам в среднем для этого нужно около 66 дней.
Чем сложнее поведение, которые мы хотим приобрести, тем дольше времени нам нужно. Так, тем, кто хотел обрести привычку делать физические упражнения, чаще всего требовалось в 1,5 раза больше времени, чтобы она стала автоматической, чем тем, кто вырабатывал привычку есть на обед фрукты. Даже если вы пропустите день или два, это не повлияет на время обретения привычки, но слишком много пропущенных дней подряд может замедлить процесс.
9. Вы переоцениваете вашу реакцию на будущие события
Мы не очень хорошо предсказываем будущее. Если быть точнее, мы переоцениваем нашу реакцию на будущие события, будь то приятные или негативные.
Исследования показали, что люди считают, что положительные события, такие как замужество или крупный выигрыш, сделают их намного счастливее, чем это происходило на самом деле. Аналогично, мы считаем, что негативные события, такие как потеря работы или несчастный случай, вызовут у нас гораздо большую подавленность, чем в реальности.
10. Вы вините другого человека, а не ситуацию (и ситуацию, а не себя)
Вспомните, когда вы ждали другого человека, который опаздывал на встречу. Скорее всего, вы объясняли его задержку безответственностью и несобранностью. В этой же ситуации своё опоздание вы списывали на внешние обстоятельства (пробки на дорогах).
В психологии это называется «фундаментальная ошибка атрибуции» – то есть склонность винить поведение других людей внутренними особенностями личности, а своё поведение — внешними факторами («у меня не было выбора», «мне не повезло»). К сожалению, даже осознавая нашу склонность делать несправедливые суждения, мы всё равно продолжаем совершать эту фундаментальную ошибку.
11. Количество друзей, которое у вас может быть, ограничено
Даже если вы можете похвастаться несколькими тысячами друзей в социальных сетях, на самом деле их у вас намного меньше. Психологи и антропологи выявили «число Данбара» – то есть максимальное число близких связей, которое может иметь человек, и оно составляет от 50 до 150.
12. Вы не можете не обращать внимание на еду, на секс и на опасность
Замечали ли вы, что люди всегда останавливаются, чтобы посмотреть на сцены несчастных случаев. На самом деле, мы не можем не обращать внимания на ситуацию опасности. У каждого человека есть древнейшая структура мозга, которая отвечает за выживание и спрашивает: «Могу я это съесть? Может ли это меня убить?». Еда, секс и опасность – это всё, о чём он заботится. Ведь без еды человек умрет, без секса род не продолжится, а если человек умрет, два первых пункта не будут иметь смысла.
13. Вы знаете, как делать вещи, которые никогда раньше не делали
Представьте, что вы никогда не видели iPad, но вам его дали и предложили почитать на нём книги Ещё до того, как вы включите iPad и начнете им пользоваться, в вашей голове уже будет модель того, как читать с его помощью книги. У вас будут предположения того, как будет выглядеть книга на экране, какими функциями вы сможете пользоваться, и как вы это будете делать.
Другими словами у вас есть «мысленная модель» чтения книги с планшета, даже если вы никогда этого не делали. Ваша мысленная модель будет отличаться от модели, которая есть у человека, читавшего раньше электронные книги и того, кто вообще не знает, что такое iPad. Наши мысленные модели основываются на неполных фактах, прошлом опыте и даже интуитивном представлении.
14. Вам хочется больше выбора, чем вы сможете осилить
Если вы зайдёте в любой супермаркет, вы увидите огромный ассортимент продуктов, и все потому, что людям нужен большой выбор. В одном исследовании, проводимом в супермаркете, исследователи представили участникам 6 видов джема, а затем 24 вида джемов. И хотя люди чаще останавливались у прилавка с 24 видами джема, они в 6 раз чаще покупали джем на прилавке с 6-ю видами джема. Это объясняется просто: несмотря на тот факт, что нам кажется, будто мы хотим больше, наш мозг может справиться только с ограниченным количеством элементов одновременно.
15. Вы счастливее, когда чем-то заняты
Представьте, что вы находитесь в аэропорту и вам нужно забрать багаж. При этом вам нужно около 12 минут, чтобы добраться до зоны получения багажа. Когда вы подходите к ленте выдачи багажа, вы сразу забираете свой чемодан. Насколько нетерпеливым вы себя чувствуете? Теперь попробуйте представить аналогичную ситуацию, но только вы добираетесь до ленты выдачи за 2 минуты и ждёте свой багаж 10 минут. Хотя в обеих ситуациях получение багажа заняло у вас 12 минут, во втором случае вы наверняка были более нетерпеливы и несчастны. Если у человека нет причин быть активным, он решает ничего не делать. И хотя это помогает нам сохранять энергию, безделье заставляет нас чувствовать себя нетерпеливыми и несчастными.
МОЗГ И ПСИХИКА
16. Большинство решений вы принимаете подсознательно
Хотя нам нравится думать, что все наши решения тщательно контролируются и продуманы, исследования говорят о том, что повседневные решения на самом деле являются подсознательными, и у этого есть причина. Каждую секунду наш мозг атакует больше 11 миллионов индивидуальных единиц данных, и так как мы не можем все это тщательно проверить, наше подсознание нам помогает принимать решение.
17. Вы переделываете свои воспоминания
Мы воспринимаем наши воспоминания, как небольшие "фильмы", которые мы проигрываем в нашей голове и считаем, что они хранятся так же, как видео в нашем компьютере. Однако это не так. Каждый раз, когда вы мысленно возвращаетесь к какому-то событию, вы его изменяете, так как нервные пути каждый раз иначе активизируются. На это могут влиять и более поздние события, и желание восполнить пробелы в памяти. Так вы, например, не помните, кто ещё был на встрече родственников, но так как ваша тётя обычно присутствовала, вы можете со временем включить её в ваше воспоминание.
18. Вы не можете выполнять сразу несколько дел одновременно
Если вы думаете, что хорошо можете выполнять сразу несколько дел одновременно, вы ошибаетесь. Учёные доказали, что мы не можем делать сразу 2-3 дела сразу. Конечно, мы можем идти и в то же время разговаривать со своим другом, но наш мозг фокусируется только на одной приоритетной функции в конкретный момент времени. Это говорит о том, что мы не можем думать о двух разных вещах одновременно.
19. Ваши самые яркие воспоминания ошибочны
Воспоминания волнительных и драматических событий называют в психологии «воспоминания- вспышки», и они, как оказалось, полны ошибок. Известными примерами этого феномена являются события, связанные с 11 сентября. Психологи попросили участников подробно описать, что они делали, где они были и другие детали, связанные с этим событием, сразу после теракта и через 3 года. Выяснилось, что 90 процентов более поздних описаний отличались от первоначальных. Многие люди могут в деталях описать, где и что они делали в тот момент, когда услышали новости. Проблема состоит лишь в том, что эти детали неверны, так как сильные эмоции, связанные с памятью, искажают воспоминания.
20. Ваш мозг также активен во сне, как во время бодрствования
Когда вы спите и видите сны, ваш мозг перерабатывает и объединяет опыт всего дня, создает ассоциации из полученной информации, решает что запомнить, а что забыть. Наверняка, вы часто слышали совет «хорошо выспаться» перед экзаменом или важным событием. Если вы хотите запомнить то, что выучили, лучше всего ложится спать после того, как вы выучили материал и до того, как вам нужно это запомнить.














